Цель – создать условия для осознания обучающимися таких патриотических характеристик как ответственность, честь, долг, активная гражданская позиция.

Задачи:

– формирование у обучающихся представлений об ответственности, активной гражданской позиции, долге, чести;

– развитие осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его интересам, гражданской позиции, мировоззрению, а также готовность к коммуникативным взаимоотношениям с другими людьми;

– формировать чувства коллективизма и сотрудничества.

Ход занятия:

Этапы занятияСодержаниеВремя (минуты)Материально-техническое оснащение
1. Обсуждение основных понятийПодбор обучающимися слов по выделенным группам10Доска, маркеры
2. Игра «Примени к себе»Высказывания по теме10
3. Упражнение «Социально слабые группы населения»Выделение социально слабых групп населения15Доска, маркер, карточки с названиями социально слабых групп населения
4. Работа в минигруппах 4.1 Что делается для социально слабых групп в моем городе / стране? 4.2 Что можно еще сделать для социально слабых групп населения в моем городе / стране? 4.3 Что лично я могу сделать для социально слабой группы?  Обсуждение в минигруппах  15     10       15Листы, ручки, стикеры, доска,           карта с контурами нашей страны
5. Упражнение «Твори добрые дела»Обмен добрыми делами внутри коллектива10 
6. РефлексияОтветы на вопросы5 
Итого: 90 

1. Обсуждение основных понятий

На доске обозначены четыре понятия:

  • Ответственность
  • Долг
  • Честь
  • Активная гражданская позиция

Задача обучающихся подобрать подходящие по смыслу слова, которые ассоциируются с указанными понятиями. К каждому понятию придумать по три слова. На выполнение задания ведущий дает 1 минуту. Затем участники называют по одному, наиболее подходящему на их взгляд слову. Ведущий записывает слова на доске, каждый из обучающихся объясняет, почему он выбрал именно его.

Например:

  • Ответственность: родители, жизнь, здоровье и т.д.;
  • Долг: Родина, армия, помощь;
  • Честь: достоинство, честность, чувство;
  • Активная гражданская позиция: социум, ценность, интересы.

Ведущий: «Как мы с Вами видим, к каждому из указанных понятий можно подобрать большое количество слов. Если рассмотреть все понятия вместе, то мы увидим, что они все перекликаются друг с другом и являются характеристиками патриотизма».

2. Игра «Примени к себе»

Ведущий: «Вам дается 1-2 минуты подумать и кратко сказать, в чем проявляется в Вашей жизни ответственность, долг, активная гражданская позиция, что для Вас честь?». На выполнение всего задания дается 10 минут.

Ведущий: «Как мы с Вами видим, у каждого из Вас есть то, за что Вы несете ответственность, то, что является Вашим долгом, кто-то из Вас проявляет активную гражданскую позицию, каждый по-своему понимает честь». Все эти понятия мы можем объединить в контексте «Социально слабые группы населения». Для этого я предлагаю выполнить следующее задание».

3. Упражнение «Социально слабые группы населения»

Ведущий: «Какие социально слабые группы населения Вы можете выделить?». Ведущий записывает названные группы на доске.

  • дети-сироты;
  •  инвалиды;
  •  люди без определенного места жительства;
  •  малообеспеченные;
  •  многодетные семьи;
  •  матери-одиночки;
  • беженцы и т.д.

Ведущий: «Представьте, что у Вас есть возможность оказать посильную помощь одной из этих групп, какую группу Вы выберете?». Проходит голосование. Ведущий называет группы по очереди, участники поднимают руку для голосования, результаты записываются напротив каждой группы.

По результатам голосования ведущий выбирает три группы набравшие наибольшее количество голосов.

4. Работа в минигруппах

4.1 Что делается для социально слабых групп в моем городе / стране?

Ведущий делит участников на три минигруппы, каждой выдает карточку с названием социально слабой группы. Все участники получают по небольшому листу бумаги и ручку. На листе они должны в течении 2 минут ответить на вопрос «Что делается для социально слабых групп в моем городе / стране?» (каждая группа работает только со своей социальной группой). Это задание выполняется индивидуально.

По истечении времени участники объединяются в свои минигруппы, обсуждают и на стикерах (5 стикеров) записывают наиболее значимые, по их мнению, ответы. На выполнение группового задания дается 5 минут.

Все участники возвращаются на свои места, ведущий на доске наклеивает стикеры возле социальных групп, каждая группа дает пояснения своим высказываниям.

4.2 Что можно еще сделать для социально слабых групп населения в моем городе / стране?

Ведущий «Представьте себя в роли мэра города или президента нашей страны. Обсудите в своих группах, что еще можно сделать для вашей социальной группы, чтобы их жизнь стала более комфортной, интересной, счастливой?». Ваши решения запишите на стикерах. Задание выполняется в течение 5 минут.

 Представление результатов. От каждой группы выходит один-два представителя и рассказывают о своих результатах. Стикеры приклеиваются к выбранной социальной группе. Презентация результатов – 5 минут.

4.3 Что лично я могу сделать для социально слабой группы?

Ведущий: «Мы с Вами сейчас выяснили, что делается и что еще можно сделать в нашем городе и государстве для слабых социальных групп. Теперь я предлагаю, каждому из Вас задуматься, а что лично я могу сделать для одной из этих социальных групп (на выбор). Это может быть, что-то незначительное, но именно из таких маленьких поступков складываются большие дела». Каждый участник выбирает одну из трех групп и записывает свое предложение на стикере.

На доске вывешивается ватман с контурами нашей страны, в середине карты написано слово «Родина».

Участник выходит к доске, зачитывает свое предложение и прикрепляет стикер к карте. Время на задание – 15 минут.

5. Упражнение «Твори добрые дела»

Ведущий: «Как мы с Вами видим, каждый и вас может оказать посильную помощь людям, которые в этом нуждаются. Тем самым сделать не только их жизнь, пусть чуточку, но лучше, но и изменить в лучшую сторону нашу страну. Мы все являемся жителями одной страны, и от каждого из нас зависит счастливое будущее нашей Родины.

Ведущий: «Я предлагаю Вам начать прямо сейчас, внутри нашего коллектива. Что мы можем сделать друг для друга, например, улучшить настроение, сделать комплимент, поделиться с окружающими тем, что у вас есть, обнять и поддержать товарища и т.д. Давайте закончим наше занятие тем, что мы что-то сделаем друг для друга хорошее».

6. Рефлексия

Участники отвечают на вопросы ведущего:

1) На какие размышления меня навела тема сегодняшнего занятия?

2) Как вы думаете, можете ли вы что-то сделать, чтобы изменить жизнь вашей страны к лучшему?