Цель – создание условий для актуализации знаний о культурном наследии своего народа.

Задачи:

– воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, религии, языку, ценностям народов России и народов мира.

Ход занятия:

Этапы занятияСодержаниеВремя (минуты)Материально-техническое оснащение
1. Приветствие, упражнение «Ассоциации»подбор ассоциаций к слову «этнос»13Маркеры, доска
2.Социометрическое голосование «Я и мой народ»Участники выстраиваются по шкале от «+» к «–» в зависимости от своего отношения к этносу10
3. Живые скульптуры «Я и мой народ»3 группы создают скульптуры, отражающие отношение к этносу10
4. «Мой народ – какой он?»Участники описывают качества своего народа, обсуждаются понятия «этноцентризм» и «шовинизм»15Листы, ручки
5. Выставка плакатов «Гордость моего этноса»Групповая работа30Ватманы, маркеры, краски, карандаши
6. Подведение итоговУчастники отвечают на вопросы ведущего5
Итого: 90 

Ребята, добрый день сегодня мы с Вами будем рассуждать над темой «Я и мой народ».

  1. Упражнение «Ассоциации»

Ведущий на доске в центре записывает слово «этнос» и просит каждого участника сказать какие ассоциации у него возникают с этим словом. Например, единство, родство, история, культура и т.д.

2. Социометрическое голосование «Я мой народ»

Участникам предлагается выбрать себе место на воображаемой линии в зависимости от того, насколько важно им ощущать себя частью своего народа. Ведущий может обозначить, что у правой стены (+) располагаются те из них, кто считает этнос крайне важным для себя, с противоположной стороны, у левой стены (–) встают те, кто не придает этносу никакого значения. Остальные участники располагаются на линии на том расстоянии от полюсов, которое отражает их позицию.

Желающим участникам, ведущий предлагает аргументировать свою позицию.

3. Живые скульптуры «Я и мой народ»

Коллектив делится на три группы в зависимости от результатов социометрического голосования:

1 группа – те, для которых этническая принадлежность важна;

2 группа – те, для которых она не важна;

3 группа – те, кто занял среднюю позицию.

Группам предлагается в течение 5 минут придумать и показать живые скульптуры, которые отражают их позицию.

Далее следует обсуждение каждой скульптуры, авторы рассказывают свою идею и объясняют элементы скульптуры.

4. «Мой народ – какой он?»

Участникам выдается 7 небольших листов и ручки. Задача участников написать на каждом листе по одной характеристике или качеству этноса, к которому он себя относит в большей степени. Важное условие ведущий не должен обозначать какие качества (положительные или отрицательные) нужно написать.

Когда работа будет закончена ведущий предлагает участникам распределить листы в две стопки: положительные и отрицательные качества.

Ведущий просит двух участников собрать у все листы с характеристиками: один собирает положительные, другой – отрицательные. Ведущий сравнивает количество тех и других. Обычно положительных оказывается гораздо больше.

Обсуждение результатов работы:

– о чем говорят результаты эксперимента?

– что Вы понимаете под этноцентризмом? После высказывания мнений ведущий, дает определение понятию «этноцентризм» – концепция, рассматривающая собственный этнос и его культуру в качестве эталона, образца; склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы.

– что Вы понимаете под понятием «шовинизм»?

Шовинизм – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

Обобщение: конструктивный этноцентризм нужен и полезен как личности, так и народу в целом, в то время как шовинизм является предпосылкой для экстремизма и межнациональных конфликтов.

5. Выставка плакатов «Гордость моего этноса»

Участники делятся на группы по принадлежности к тому или иному этносу, задача каждой группы, на плакате показать, что вызывает гордость за свой народ. Плакаты должен быть красочными, иллюстрированными, информативными. По окончанию выполнения данного задания. Плакаты вывешиваются на стене, в разных частях комнаты, при этом возле плаката остается один из участников. Он делает пояснения, отвечает на вопросы, участники могут меняться местами в рамках свое группы. Все остальные участники осматривают выставку, высказывают свое мнение, задают вопросы и т.д. На оформление и осмотр выставки дается 30 минут.

6. Подведение итогов

Ведущий задает вопросы:

– Что человеку может дать ощущение сопричастности к своему народу?

– Какие знания, особенности поведения человек получает из своего этнического наследия?

– Что означает выражение «быть частью своего народа»?

– Можем ли мы отказаться то причастности к своему народу, и к чему это может привести?