Цель – создать условия для развития толерантного мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Задачи:
– развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссный решения;
– воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
– формировать чувства коллективизма и сотрудничества.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание | Время (минуты) | Материально-техническое оснащение |
1. Просмотр видеоролика «Толерантность» | Просмотр видеоролика | 3 | Проектор, компьютер |
2. Обсуждение «Что такое толерантность?» | Дискуссия | 10 | Ромашка (сердцевина и лепестки), доска, ручки, скотч |
3. «Все мы разные, но при этом такие одинаковые» | Выявление сходств и различий между участниками | 15 | – |
4. Упражнения | «Круг доверия» «Пять добрых слов» | 15 | Листы, ручки |
5. Рефлексия «Смайлики» | Участники определяют свое настроение с помощью смайлика | 2 | смайлики |
Итого: | 45 |
1. Просмотр видеоролика «Толерантность»
В видеоролике рассказывается о негативном отношении к людям других рас.
Ведущий: «Мы с Вами увидели ролик, показывающий только одну сторону не толерантного отношения к людям другой национальности, также люди могут относиться не уважительно к людям, отличающимся от большинства (люди с ограниченными физическими или умственными способностями, нетрадиционной ориентации, иного склада мышления и т.д.)
2. «Цветок толерантности»
На доске прикрепляется сердцевина цветка (ромашка), где написано слово «толерантность», каждому участнику выдается лепесток, где он должен написать ответ на вопрос: «Что для тебя означает толерантность?». Написав ответ обучающиеся выходят к доске, прикрепляют лепесток и зачитывают свой ответ. Пример показан на рисунке 2.
Ведущий подводит итог определения понятия «толерантность» – обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
3. «Все мы разные, но при этом такие одинаковые»
Ведущий предлагает участникам разделить на группы по следующим критериям: «Я – спортсмен», «Я – отличник», «Я – молчун», «Я – весельчак», «Я – люблю читать» и т.д. Критерии могут быть изменены в зависимости от состава коллектива. Необходимо разделить весь коллектив на небольшие группы. После того как все распределились по своим группам, каждая группа стоит в определенном месте, чтобы было зрительное расстояние между группами. Если есть возможность – нарисовать круги для каждой группы на полу кабинета.
Ведущий: «Сейчас я буду Вам задавать вопросы, если к Вам это относится, Вы выходите к доске».
1) Вы любите мороженое?
2) Вы те, кто любит своих родителей?
3) Вы те, у кого есть друзья?
4) Вы те, кто мечтает?
5) Вы те, кто верит в лучшее?
6) Вы те, кто любит каникулы?

Рисунок 2 – Пример «Цветка толерантности»
После каждого ответа на вопрос, все участники аплодируют вышедшим. После каждого выхода участники возвращаются в свою группу.
«Таким образом, получается, есть то, что нас всех разделяет, делает непохожими друг на друга, но при этом есть критерии, которые нас объединяют, у каждого из нас есть много общего: мы живем в одной стране, мы дышим одним воздухом, мы ходим в одну школу и т.д. Будьте терпимее друг к другу!».
4. Упражнения
«Круг доверия» (5 минут). Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. В середине круга возникнет путаница, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. По окончании выполнения упражнения происходит обсуждение:
– было ли сложно?
– почему не получилось с первого раза?
– как удалось выполнить задание?
«Пять добрых слов» (10 минут). Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передает свой лист соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка необходимо написать какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение:
– кто узнал о себе неожиданное качество?
– были ли Вы искренними?
– было ли Вам сложно?
5. Рефлексия:
Ведущий просит участников обозначить свое настроение, удовлетворение от занятия в виде смайлика.
