Цель – создать условия для понимания обучающимися составляющих активной гражданской позиции.
Задачи:
– способствовать сплочению коллектива, раскрытию способностей обучающихся, демонстрации их талантов и знаний;
– развитие способности самоанализа и их оценка;
– привлечение внимания к актуализации своей гражданской позиции.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание | Время (минуты) | Материально-техническое оснащение |
1. Просмотр видеоролика «Я не один» | Просмотр видеоролика | 4 | Проектор, компьютер |
2. Обсуждение по теме | Определение аспектов активной гражданской позиции | 6 | Маркеры, доска |
3. Упражнения | – | ||
3.1 «Какой я гражданин?» | Самохарактеристика | 20 | Листы, ручки |
3.2 Человек культуры | Портрет человека с активной гражданской позицией | 10 | Листы, ручки |
3.3 Я и коллектив | Игры на сплочение | 20 | Ватман, краски, аппликации, карандаши и т.д |
3.4 Я и мое Отечество | Дискуссия | 10 | – |
3.5 Я и моя планета | Что каждый может сделать для окружающего мира? | 10 | Стикеры, плакат с изображением Земли |
4. Подведение итогов | Ответы на вопросы | 10 | Доска, маркер |
Итого: | 90 |
1. Просмотр видеоролика
Во видеоролике «Я не один» проводится социальная акция участниками, которой становятся дети сироты. В холе торгового центра вывешивается большая, объемная надпись «Я не один», слова «я один» уже висят, а частичку «не» ребенок держит в руках. Он обращается за помощью ко взрослым посетителям ТЦ. Они поднимают его, он прикрепляет не достающую часть. Потом выбегает группа детей и благодарит неравнодушных взрослых.
2. Обсуждение
Ведущий: «В видеосюжетах мы с Вами увидели один из видов активной гражданской позиции – это неравнодушие. Давайте попробуем вместе определить аспекты активной гражданской позиции». Участники называют варианты. Задача ведущего объединить их в группы (возможно подсказать).
Варианты записываются на доске:
– какой я гражданин?
– человек культуры;
– я и коллектив;
– я и мое Отечество;
– я и планета.
Ведущий: «По каждому выделенному пункту мы выполним задания, чтобы понять его суть».
3. Упражнения
1) Какой я гражданин?
Игра «Угадай, кто это?».
Каждый из участников составляет подробную самохарактеристику, не указывая таких признаков, по которым его легко вычислить (10 предложений). Затем самохарактеристики сдаются ведущему, который перемешивает их и зачитывает в слух одну за другой. Группа пытается догадаться чей это автопортрет. Продолжительность 20 минут.
Вывод: участники узнают друг о друге новые неизвестные ранее качества.
2) Человек культуры (10 минут)
Участники делятся на 4 группы. Задача каждой группы составить словесный портрет человека с активной гражданской позицией (его внутренние, внешние качества). Готовые работы представляют другим участникам.
Вывод: участники создают портрет идеального гражданина. Здесь ведущий делает акцент на том, чтобы участники обратились к себе, какие из этих «идеальных» качеств есть у них.
3) Я и коллектив
Игра «Знакомимся ближе» (5 минут)
Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в определенной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или цвету волос. Эта игра позволяет лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.
Игра «создаем вместе» (15 минут)
Ведущий заблаговременно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, маркеры, клей, краски, карандаши. Затем все участники встают вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать коллаж на тему «Трудовые будни», «Лучший коллектив» и т.д. Такое совместное творческое задание способствует сплочению, раскрытию способностей, демонстрации талантов, знаний. Игроки постоянно общаются друг с другом, прислушиваясь, находя компромиссные решения.
4) Я и мое Отечество (10 минут)
Ведущий предлагает тему для дискуссии «В чем заключается гражданская ответственность перед государством?».
5) Я и планета (10 минут)
Участникам выдаются стикеры, ручки. Необходимо написать, что может сделать каждый человек для окружающего мира (людей, природы). Стикеры с надписями каждый участник прикрепляет к плакату с изображением планеты Земля, давая пояснения своей записи.
4. Подведение итогов (10 минут)
Ведущий задает следующие вопросы:
– Что в сегодняшнем занятии для Вас было сложно?
– Какой вывод Вы можете для себя сделать?
– Какие упражнения Вам понравились больше всего?