Цель – создать условия для понимания обучающимися составляющих активной гражданской позиции.

Задачи:

способствовать сплочению коллектива, раскрытию способностей обучающихся, демонстрации их талантов и знаний;

– развитие способности самоанализа и их оценка;

– привлечение внимания к актуализации своей гражданской позиции.

Ход занятия:

Этапы занятияСодержаниеВремя (минуты)Материально-техническое оснащение
1. Просмотр видеоролика «Я не один»Просмотр видеоролика4Проектор, компьютер
2. Обсуждение по темеОпределение аспектов активной гражданской позиции6Маркеры, доска
3. Упражнения  
3.1 «Какой я гражданин?»Самохарактеристика20Листы, ручки
3.2 Человек культурыПортрет человека с активной гражданской позицией10Листы, ручки
3.3 Я и коллективИгры на сплочение20Ватман, краски, аппликации, карандаши и т.д
3.4 Я и мое ОтечествоДискуссия10
3.5 Я и моя планетаЧто каждый может сделать для окружающего мира?10Стикеры, плакат с изображением Земли
4. Подведение итоговОтветы на вопросы10Доска, маркер
Итого: 90 

1. Просмотр видеоролика

Во видеоролике «Я не один» проводится социальная акция участниками, которой становятся дети сироты. В холе торгового центра вывешивается большая, объемная надпись «Я не один», слова «я один» уже висят, а частичку «не» ребенок держит в руках. Он обращается за помощью ко взрослым посетителям ТЦ. Они поднимают его, он прикрепляет не достающую часть. Потом выбегает группа детей и благодарит неравнодушных взрослых.

2. Обсуждение

Ведущий: «В видеосюжетах мы с Вами увидели один из видов активной гражданской позиции – это неравнодушие. Давайте попробуем вместе определить аспекты активной гражданской позиции». Участники называют варианты. Задача ведущего объединить их в группы (возможно подсказать).

Варианты записываются на доске:

– какой я гражданин?

– человек культуры;

– я и коллектив;

– я и мое Отечество;

– я и планета.

Ведущий: «По каждому выделенному пункту мы выполним задания, чтобы понять его суть».

3. Упражнения

1) Какой я гражданин?

Игра «Угадай, кто это?».

Каждый из участников составляет подробную самохарактеристику, не указывая таких признаков, по которым его легко вычислить (10 предложений). Затем самохарактеристики сдаются ведущему, который перемешивает их и зачитывает в слух одну за другой. Группа пытается догадаться чей это автопортрет. Продолжительность 20 минут.

Вывод: участники узнают друг о друге новые неизвестные ранее качества.

2) Человек культуры (10 минут)

Участники делятся на 4 группы. Задача каждой группы составить словесный портрет человека с активной гражданской позицией (его внутренние, внешние качества). Готовые работы представляют другим участникам.

Вывод: участники создают портрет идеального гражданина. Здесь ведущий делает акцент на том, чтобы участники обратились к себе, какие из этих «идеальных» качеств есть у них.

3) Я и коллектив

Игра «Знакомимся ближе» (5 минут)

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в определенной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или цвету волос. Эта игра позволяет лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

Игра «создаем вместе» (15 минут)

Ведущий заблаговременно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, маркеры, клей, краски, карандаши. Затем все участники встают вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать коллаж на тему «Трудовые будни», «Лучший коллектив» и т.д. Такое совместное творческое задание способствует сплочению, раскрытию способностей, демонстрации талантов, знаний. Игроки постоянно общаются друг с другом, прислушиваясь, находя компромиссные решения.

4) Я и мое Отечество (10 минут)

Ведущий предлагает тему для дискуссии «В чем заключается гражданская ответственность перед государством?».

5) Я и планета (10 минут)

Участникам выдаются стикеры, ручки. Необходимо написать, что может сделать каждый человек для окружающего мира (людей, природы). Стикеры с надписями каждый участник прикрепляет к плакату с изображением планеты Земля, давая пояснения своей записи.

4. Подведение итогов (10 минут)

Ведущий задает следующие вопросы:

– Что в сегодняшнем занятии для Вас было сложно?

– Какой вывод Вы можете для себя сделать?

– Какие упражнения Вам понравились больше всего?