Цель – создание условий для осознания обучающимся взаимосвязи прав и обязанностей, а также формирования уважительного отношения к правам и обязанностям других людей.

Задачи:

– формирование понимания обучающимся соотношения прав и обязанностей;

– освоение социальных норм, правил поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

– развитие коммуникативных навыков, умения работать в паре, группе, индивидуально.

Ход занятия:

Этапы занятияСодержаниеВремя (минуты)Материально-техническое оснащение
1. Приветствие, анкетированиеОбучающиеся устно отвечают на вопросы, обсуждают ответы10 Доска, маркер
2. Беседа «Права ребенка»Вспоминают права ребенка7Доска, маркер
3. Игра «Сказочные ассоциации»Необходимо проиллюстрировать сюжетом сказки право ребенка15Карточки для деления на пары, Листы, маркеры, карандаши
4. «Любишь кататься, люби и саночки возить»На каждое право подбирается обязанность10Ватманы, маркеры
5. РефлексияПродолжить высказывание3Запись незаконченных высказываний на доске
Итого: 45 

1. Анкетирование, коллективное обсуждение ответов

Ведущий задает вопросы, называет варианты ответов, записывает на доске количество проголосовавших за тот или иной ответ. Дает возможность высказаться участникам, почему они выбирают именно этот ответ.

1) Что Вы понимаете под понятием «свобода»?

А) возможность делать, что захочешь без ограничений;

Б) проявление своей воли в рамках законов государства;

В) независимость, отсутствие стеснений и ограничений;

Г) состояние того, кто не находится в неволе.

2) Что такое «право»?

А) свобода человека;

Б) совокупность норм и правил;

В) свод законов, обязательных к исполнению.

3) Как Вы думаете, что такое обязанность?

А) круг действий, возложенный на человека и обязательный к выполнению;

Б) совокупность норм и правил;

В) выбор действий.

4) Взаимосвязаны ли права и обязанности?

А) да, почему;

Б) нет, почему.

Обсуждение

1. Свобода – это проявление своей воли в рамках закона. Свободный человек живет не нарушая законы государства, права других людей. Но при этом есть требования, которые его ограничивают (законы, правила этикета, нормы морали и т.д.). Может ли человек быть полностью свободным и делать что он захочет?

2. Право – совокупность норм и правил, регулирующих общественные отношения. Права – обозначены в законах и существуют в каждом государстве.

3. Обязанность – круг действий, возложенный на человека и обязательный к выполнению. По мимо прав у каждого из нас есть обязанности. Какие обязанности есть у Вас?

4. Права и обязанности взаимосвязаны. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством РФ. Права и обязанности одинаково важны.  Давайте, попробуем представить, что у человека есть только права? Только обязанности?

3.  Беседа «Права ребенка»

Ведущий предлагает участникам назвать права ребенка, которые им известны, при этом приводя пример для каждого права. Ведущий записывает права ребенка на доску. Обучающиеся должны привести пример для каждого права. В конце ведущий дополняет список прав в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

  1. Право на жизнь.
  2. Право на сохранение своей индивидуальности.
  3. Право на общение с обоими родителями.
  4. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
  5. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
  6. Право на доступ к информации.
  7. Право на достойный уровень жизни.
  8. Право на образование.
  9. Право на отдых и досуг.
  10.  Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
  11.  Право на защиту от жестокого обращения.
  12.  Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

4. Игра «Сказочные ассоциации»

Ведущий предлагает участникам карточки с изображением половины рисунка, задача обучающихся найти свою половину. Таким образом, формируются пары. Каждая пара получает лист бумаги (формат А 4), маркеры, карандаши. Каждая пара должна выбрать одно право ребенка и проиллюстрировать его, сюжетом сказки, мультфильма, фильма, если задание вызывает затруднение, придумать иллюстрацию самим. На выполнение задания и представление результата дается 15 минут.

5. «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Ведущий: «Как мы с Вами уже говорили, права взаимосвязаны с обязанностями. Ваша задача в парах (участники остаются в тех же парах) записать какие обязанности есть у ребенка по выбранному Вами праву».  На выполнение задания дается 5 минут. После этого каждая пара называет записанные обязанности.

Ведущий: «Как Вы думаете, в чем смысл обязанностей? Для чего они нужны?». Обсуждение.

7. Рефлексия

Ведущий предлагает продолжить высказывание:

Я узнал, что …

Я понял, что важно ….

Я буду …